Утюгон - первый русский синтезатор

2014-06-21 - administrator

"Две худые долговязые фигуры (одна из них облачена в элегантный костюм-тройку) волокут по двору деревянный стол. Волокут они его ножками кверху, а внутри, на оборотной стороне столешницы, как на носилках, нагружены усилители, динамики, пружины, куски металла и прочие не очень понятного предназначения вещи. Идет подготовка к музыкальному представлению, которое должно состояться в помещении "Клуба-81" - пристанища неофициальных ленинградских литераторов".

Так описывал утюгон - "первый русский синтезатор" - попавший на одно из первых представлений этого уникального инструмента летом 1983 года западногерманский музыкант и журналист Ханс Кумпф.

"В грязной комнате с отвалившейся штукатуркой и без обоев Тимур Новиков и Иван Сотников водружают стол на ножки и начинают готовиться к выступлению. К столу на струнах подвешиваются старые чугунные утюги, прикрепляются металлические пластины, сбоку в столешницу вонзается огромный острый нож. Связь с усилителем осуществляется через звукосниматель".

"Прикосновение к металлу порождает шум, грохот, скрежет. Двое "ноль-музыкантов", как называют их друзья и коллеги, практикуют полный отказ от всех мелодических и ритмических условностей. Однако, несмотря на бунтарский характер их действа, в нем есть и музыкальность, и прекрасное чувство партнера. Они наверняка не знают, что и на Западе есть люди, пытающиеся делать музыку из металлических предметов, только электронное оборудование у них получше", - продолжает Ханс Кумпф.

В мешанине андеграундной курехинской компании (а этот "сейшн" еще не получившая даже своего названия будущая "Поп-механика" организовала специально к приезду зарубежного гостя) Кумпфу тогда было трудно разобраться, кто музыкант, а кто художник. Тем более что "ноль-музыка" была всего лишь ответвлением "ноль-искусства" - одного из многочисленных придуманных или инициированных Тимуром Новиковым эстетических направлений и художественных объединений: "Новые дикие", "Новые художники", "Новая Академия", "Клуб друзей Маяковского".

Возрождение утюгона

Так выглядит новый утюгон, собранный в Лондоне по чертежам Ивана Сотникова

Лондонская галерея Calvert-22 провела весной 2014 года выставку разнообразнейшей творческой продукции движения: живопись, графика, коллажи, скульптура, инсталляции, видео, кино.

Невозможно было обойти вниманием и музыкальную составляющую всего того бурного творческого всплеска, который характеризовал ленинградский авангард 80-х. Тимур Новиков числился официальным художником группы "Кино", в число "Новых" входили и Виктор Цой, и барабанщик "Кино" Георгий Гурьянов, из их недр выросла группа "Новые Композиторы", Сергей Бугаев "Африка" возглавлял так называемую "индустриальную секцию" курехинской "Поп-механики", в которую неотъемлемой составной частью входил и утюгон. Там же, в "Поп-механике", впервые нашел свой сценический облик голливудской кинозвезды художник Владислав Мамышев-Монро.

А радикальная идеологическая переориентация Тимура Новикова от авангарда к так называемому "новому академизму" - культу классического античного искусства - лишь украсила визуальную яркость и дичь поп-механических шоу. Облаченные в тоги, шлемы и сандалии римских патрициев, "академики" погоняли хлыстами оставшуюся в старой "новой" эстетике бредущую на четвереньках толпу рабов - последователей Евгения Юфита и апологетов некрореализма, еще одного всячески пропагандировшегося Тимуром и вовсю использовавшегося Курехиным художественного направления.

Для музыкального вечера в рамках выставки в Calvert-22 решено было задействовать утюгон. Разумеется, громкий титул "первый русский аналоговый синтезатор" был скорее характерной для "новых" ироничной пиар-акцией. Синтезаторы в СССР появились еще в начале 60-х – достаточно вспомнить легендарный "АНС" (название представляло собой акроним имени Александра Николаевича Скрябина – русского композитора, первым заинтересовавшегося синтезом музыки и новых технологий). Не говоря уже и о знаменитом терменвоксе – детище советского изобретателя Льва Термена.

Уникальный утюгон тем не менее вошел в историю, и представить его в Лондоне показалось делом невероятно заманчивым.

Созданный в начале 80-х единственный оригинальный экземпляр канул в вечность. В 2002 году один из двух изобретателей и конструкторов утюгона Тимур Новиков ушел из жизни. К проходившей в Русском музее в Санкт-Петербурге в 2010 году выставке "новых" "Удар кисти" соавтор Новикова по утюгону Иван Сотников и их друг и товарищ художник Олег Котельников сконструировали еще один утюгон, который теперь находится в постоянной коллекции Русского музея.

Для лондонской акции Сотников прислал в Calvert-22 рукописный чертеж, по которому лондонский художник Джесс Уэйд воспроизвел уникальный инструмент. На специальном музыкальном вечере в соседней с галереей церкви Шордитч играл лондонский шумовой музыкант Адам Бомэн.

Изюминкой вечера стал аукцион по продаже утюгона. Уникальный инструмент ушел в коллекцию лондонской галереи русского искусства White Space Gallery.

На специальном музыкальном вечере в лондонской церкви Шордитч на утюгоне играл лондонский шумовой музыкант Адам Бомэн

Рейтинг: 0 971 просмотров
Комментарии (0)
Форма комментирования



Проверочный код: